Я иду на урок

«Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику я произносил эту фразу… Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?»

Уроки-открытия, уроки решения практических задач, уроки-иследования – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.

Итак, я иду на метапредметный урок. Что я должен учитывать?

В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:

Конечно, прежде всего я работаю на результат.

Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения:

Регулятивные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность:

Познавательные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания:

Коммуникативные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:

Метапредметы (по А.В. Хуторскому) :«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления».«Наличие фундаментального образовательного объекта».Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».

Метапредметы (по Ю.В. Громыко) это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.

Традиционный подход

Метапредметный подход

1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета.

1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.

2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета.

2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.

 

3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.

Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями.

Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»).

Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.

Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации.

Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями.

Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.

Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.

Особенности метапредметного занятия:

  1. Это интегрированное занятие.
  2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
  3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
  4. Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.
  5. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Примеры метапредметных категорий:

  1. Определение и понятие.
  2. Рисунок и схема.
  3. Знание и информация.
  4. Цель и задача.
  5. Роль и позиция.
  6. Модель и способ.
  7. Содержание и форма.
  8. Знание и незнание.
  9. Порядок и хаос.
  10. Изменение и развитие.
  11. Простое и сложное.

Структурные элементы урока

Требования к заданиям на уроке

Требование к учителю

Hosted by uCoz